Доступная среда в школе

dostupnaya sredaОдним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности - в целях повышения уровня и качества их жизни.   

Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».

Инклюзивное обучение

Инклюзивное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д)  и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.

Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования.

В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом  психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.

Материально-техническая база для инвалидов и лиц с ОВЗ
Условия для таких детей создает программа "Доступная среда". В рамках ее реализации в школе проводится работа по созданию специальных условий. Особое внимание в данной программе уделяется детям-инвалидам. Учебные кабинеты, библиотека, спортивные залы и стадион школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Доступ в здания школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью стационарного пандуса.Школа оборудована вспомогательными средствами: расширены дверные проемы при входе в школу, в раздевалку;  на двери кабинета (директора, библиотеки)  имеется тактильная табличка с шрифтом Брайля, в коридоре 1 этажа оборудованы специальные поручни, так же на 1 этаже располагается два кабинета «инклюзивного образования» и туалет для инвалидов и лиц с ОВЗ. Помещение библиотеки и столовой оборудовано для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все кабинеты школы имеют доступ к информационным системам, официальный сайт имеет версию для слабовидящих. В кабинетах имеется в наличии специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  Формы работы​

  В системе  работы используются следующие формы:

  • проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, консультации родителей, подготовка рекомендаций, заключений на ПМПК;
  • проведение  малых педагогических советов, заседаний ПМПк;
  • ведение карт развития детей; 
  • посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
  • разработка методических  рекомендаций учителю;
  • диагностика учащихся;
  • обследование школьников  по запросу родителей;
  • организация индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом, поэтому дети с ОВЗ находятся под постоянным наблюдением медицинских работников школы.

  Основные документы​

ssilkaКонвенция о правах инвалидов

ssilkaЗакон о социальной защите инвалидов в РФ

ssilkaКонцепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ssilkaПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

ssilkaПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""

ssilkaПисьмо Минобрнауки России от 11.03.2016 N ВК-452/07 О введении ФГОС ОВЗ (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

ssilkaПисьмо от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ

ssilkaО концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

ssilkaГосударственная программа Российской Федерации "Доступная среда"

ssilkaПисьмо о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья  

  Нормативно-правовая база регионального уровня

Приказ управления образования и науки Тамбовской области/Управление здравоохранения Тамбовской области/Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области/Управление по физической культуре и спорту Тамбовской области/Управление культуры и архивного дела Тамбовской области от 02.07.2019 №1836/1044/44/343/119 "Об утверждении комплекса мероприятий пилотного проекта Тамбовской области по формированию единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна"

Приказ управления образования и науки области/ Управления социальной защиты и семеной политики/Управление здравоохранения от 26.11.2018 №3090/1813/2245-ф "О внесении изменений в приказ управления образования и науки области, управления социальной защиты и семеной политики, управление здравоохранения от 11.08.2017 №1966/1089/1098-ф "Об утверждении Комплекса мер Тамбовской области по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям с признаками расстройств аутистического спектра и с расстрайствами аутистического спектра "Шаг вперед"

Приказ управления образования и науки области от 03.09.2018 №2307 "Об утверждении Плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018 - 2020 годы" pdf

Приказ управления образования и науки области/ Управления социальной защиты и семеной политики/Управление здравоохранения от 11.08.2017 №1966/1089/1098-ф "Об утверждении Комплекса мер Тамбовской области по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям с признаками расстройств аутистического спектра и с расстрайствами аутистического спектра "Шаг вперед"

Изменения в организации работы по исполнению мероприятий ИПРА

Приказ управления образования и науки области от 22.01.2018 №108 "Об утверждении Порядка взаимодействия управления образования и науки области с органами местной администрации, осуществляющими управление в сфере образования, и областными государственными образовательными организациями по исполнению индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в части выполнения мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в части выполнения мероприятий по общему и профессиональному образованию" pdf Приложения

Приказ управления образования и науки области от 16.01.2018 №59 "О реализации в 2018 году мероприятий по созданию в дошкольных образовательных организациях. осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и в организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в рамках реализации государственной программы Тамбовской области "Доступная среда" на 2016-2021 годы"

Приказ управления образования и науки области от 05.09.2017 №2477/1455-ф/1357 «О создании межведомственной рабочей группы по обеспечению развитию региональной системы комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям группы риска с признаками расстройств аутистического спектра и с расстройствами аутистического спектра»

Приказ управления образования и науки области от 02.08.2017 №2219 «О внесении изменения в приказ управления образования и науки области от 07.05.2014 № 1301 «Об утверждении Порядка работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Тамбовской области» (в редакции от 06.02.2017)» pdf

Приказ управления образования и науки области от 27.02.2017 №452 "О внесении изменения в приказ управления образования и науки области от 07.05.2014 № 1301 «Об утверждении Порядка работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Тамбовской области» (в редакции от 06.02.2017)" pdf 

Приказ управления образования и науки области от 06.02.2017 №261 "О внесении изменений в приказ управления образования и науки области от 07.05.2014 № 1301 «Об утверждении Порядка работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Тамбовской области» (в редакции от 10.01.2017)" pdf

Приказ управления образования и науки области от 10.01.2017 №17 "О внесении изменений в приказ управления образования и науки области от 07.05.2014 № 1301 «Об утверждении Порядка работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Тамбовской области» pdf Приложения

Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 15.02.2016 № 364 "Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации и Межведомственного плана по формированию эффективной системы комплексной реабилитации детей-инвалидов на период до 2020 года" pdf

Постановление администрации Тамбовской области от 9.11.2016 № 1301 "Об утверждении Межведомственного комплексного плана по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы"

Постановление администрации Тамбовской области от 26.09.2016 № 1109 "Об утверждении Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы"

Приказ управления образования и науки области от 09.09.2016 № 2526 "О Совете управления образования и науки Тамбовской области по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью"pdf   Приложение

Приказ управления и образования и науки Тамбовской области от 15.07.2016 №2066 "Об утверждении Порядка взаимодействия управления образования и науки области с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и областными государственными образовательными организациями по исполнению мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка – инвалида в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка - инвалида"  pdf

Приказ управления и образования и науки Тамбовской области, управления труда и занятости населения области от 23.05.2016 №1525/126-П "О реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья а 2016-2020 годы" pdf  

Нормативно-правовая база ОУ

icon pdfПоложение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ

icon pdfПриказ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновская средняя общеобразовательная школа №1 "Об утверждении паспортов доступности" 

icon pdfПаспорта доступности объектов социальной инфраструктуры МБОУ Сосновская СОШ № 1 , филиал в с. Дегтянка, филиал в с. Отъяссы, филиал в п. Рабочий, филиал в с. Дельная Дубрава, филиал в с. Ольхи, филиал в с. Челнаво-Рождественское, филиал в с. Перкино, филиал в д. Семикино, филиал в д. Заречье, филиал в с. Чекмари, филиал в с. Атманов Угол, структурное подразделение "Детский сад"

Рекомендации для родителей

Речевые игры в кругу семьи

Карманные деньги: плюсы и минусы

Словарь для родителей

Как помочь ребенку с расстройствами аутистического спектра адаптироваться в школе

Влияние семьи на характер социальной адаптации детей с ОВЗ

Как научить ребенка говорить?

«Как хорошо уметь читать». Советы психолога о формировании интереса к чтению.

Особенности подготовки к школе детей с задержкой психического развития

Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с задержкой психического развития

Технологии преодоления детско-родительских конфликтов

d3 ds d1 fit 300x200
ВАЖНО - верить, объединяться и жить!
© 2019  МБОУ Сосновская СОШ №1
Политика и пользовательское соглашение
-------------------------------------------------------------
 Создание сайтаlogobel1